Санкт-Петербург по праву называют городом мостов — эти величественные сооружения давно стали неотъемлемой частью его облика и души. Жители Северной столицы относятся к ним с особой любовью и трепетом, ведь более 400 переправ через реки и каналы — это не просто инженерные конструкции, а настоящие произведения искусства, охраняемые как архитектурные памятники. Каждый приезжающий в Петербург непременно становится свидетелем этого трепетного отношения, когда местные жители с гордостью показывают гостям знаменитые разводные мосты и обязательно предупреждают о необходимости следить за графиком их разведения.
Уникальность петербургских мостов поражает воображение — среди них есть и мощные разводные гиганты, и изящные пешеходные переправы, и старинные сооружения, украшенные скульптурами мифических существ. Каждый мост хранит свою историю, окружен легендами и обладает неповторимым характером. Знание интересных фактов об этих инженерных шедеврах может пригодиться любому, кто планирует визит в Северную столицу. Ведь деловая поездка легко превратится в увлекательное путешествие, если включить в маршрут прогулку по самым красивым и знаменитым переправам города.

1. Дворцовый мост

Дворцовый мост — архитектурная эмблема Санкт-Петербурга, чей величественный профиль на фоне Эрмитажа стал хрестоматийным образом города. Эта историческая переправа, связавшая в 1916 году Дворцовую набережную со Стрелкой Васильевского острова, образует единый ансамбль с жемчужинами петербургской архитектуры: Зимним дворцом, Кунсткамерой, Петропавловской крепостью и зданием Биржи. Отметивший в 2021 году 105-летний юбилей, Дворцовый мост стал знаковым инженерным достижением XX века, заменив временные плашкоутные переправы первой постоянной конструкцией в этом районе Невы. Как важнейшая транспортная артерия города, мост обладает пятипролётной конструкцией с центральным разводным механизмом. Его знаменитый «полёт крыльев» — ежевечернее зрелище, приковывающее внимание тысяч горожан и туристов.
В навигационный период мост совершает до 300 разводных циклов — по два каждую ночь (с учётом технологических пауз). Эта бесперебойная работа, отработанная за столетие, обеспечивает судоходство по Неве, сохраняя статус одной из самых впечатляющих инженерных демонстраций в мире.
2. Троицкий мост

Троицкий мост, один из красивейших в Санкт-Петербурге, был торжественно открыт в 1903 году, заменив временную переправу через Неву. Историческое событие ознаменовалось присутствием императора Николая II, который собственноручно запустил механизм разводного пролета.
Уникальность этого сооружения заключается в его «однокрылой» конструкции — в отличие от других разводных мостов города, здесь поднимается только один пролет у левого берега Невы. Однако это нисколько не умаляет зрелищности процесса. Архитектурное великолепие Троицкого моста подчеркивают ажурные литые ограды, отделка из розового гранита, изящные фонари и декоративные элементы с изображением двуглавых орлов.
Соединяя исторический центр у Летнего сада с Петроградской стороной, мост стал не только важной транспортной артерией, но и настоящим украшением города. С ним связана популярная городская легенда о летчике Валерии Чкалове, который якобы в 1927 году совершил дерзкий пролет под мостом на истребителе, пытаясь произвести впечатление на свою возлюбленную. Эта история, передаваясь из уст в уста, прочно вошла в петербургский фольклор.
Сегодня Троицкий мост продолжает исправно служить городу, сохраняя свою историческую конструкцию и оставаясь одним из самых живописных сооружений Северной столицы. Его разводной механизм, несмотря на почтенный возраст, работает безотказно, а архитектурное совершенство по-прежнему восхищает как жителей, так и гостей Петербурга.
Как хорошо было в Петровские времена, когда не знали что такое асфальт. Все дороги и дорожки — для передвижение повозок или для прогулок людей — были вымощены брусчаткой производства того времени. Возможно, во временя рождения архитектуры Северной столицы начала появляться тротуарная плитка и нашел свое применение бордюрный камень. Как знать, как знать!
Вам будет полезен материал на ДЗЕН — Выбрать брусчатку или асфальт
3. Биржевой мост

Биржевой мост, расположенный в непосредственной близости от Дворцового моста, перекинут через Малую Неву и по праву считается одной из самых живописных переправ Санкт-Петербурга. Будучи разводным, он входит в число наиболее посещаемых туристами мостов города, что объясняется открывающимися с него панорамными видами: на широкую Неву, величественный Эрмитаж, изящную Дворцовую набережную и монументальную Петропавловскую крепость. Эти виды стали классикой петербургской фотографии.
Являясь важной частью архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова, мост соединяет ее с Петроградской стороной. История переправы в этом месте восходит к концу XIX века, однако современный облик Биржевой мост приобрел в 1960 году в результате масштабной реконструкции.
Архитектурное решение моста отличается особой выразительностью: гранитная облицовка и изысканные решетки с трезубцами Нептуна придают ему неповторимый облик. После недавнего обновления системы освещения мост приобрел особое очарование в ночное время. Интересно, что Биржевой мост часто становится «актером» в кинофильмах — наиболее известна его роль в кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России».
4. Благовещенский мост

Благовещенский мост, расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, представляет собой величественную двукрылую разводную конструкцию. Эта переправа, открытая в 1850 году, имеет особое географическое значение — она служит условной границей между Невой и Финским заливом. При длине около 300 метров мост на момент постройки стал самым протяженным в Европе.
За свою более чем полуторавековую историю сооружение неоднократно подвергалось реконструкциям. В 2004 году городские власти приняли решение о возвращении мосту первоначального архитектурного облика. После масштабных реставрационных работ, завершенных в 2007 году, переправе было возвращено историческое название — Благовещенский, заменившее советское наименование «мост Лейтенанта Шмидта».
Соединяя Английскую набережную с Васильевским островом, мост связан с важнейшим событием российской истории. Именно за ним в 1917 году стоял легендарный крейсер «Аврора», чей исторический выстрел послужил сигналом к штурму Зимнего дворца. Сегодня Благовещенский мост продолжает оставаться не только важной транспортной артерией, но и значимым памятником инженерного искусства и истории.
5. Большеохтинский мост

Большеохтинский мост, хотя и расположен вдали от центральных районов Санкт-Петербурга, стал популярным туристическим объектом и включен в маршруты специальных водных экскурсий по разводным мостам. Его архитектурное решение, напоминающее знаменитый лондонский Тауэрский мост, придает сооружению особую привлекательность.
Конструктивно мост состоит из трех крупных пролетов: два боковых оформлены массивными металлическими арочными фермами, а центральный украшен гранитными башнями в романском стиле, которые одновременно служат маяками для судоходства. Особенно эффектно сооружение выглядит в темное время суток благодаря тщательно продуманной художественной подсветке, подчеркивающей его архитектурные особенности.
Введенный в эксплуатацию в 1911 году как мост Петра Великого, после революции он был переименован по названию исторического района Большая Охта. В настоящее время Большеохтинский мост играет важную роль в транспортной инфраструктуре города, обеспечивая связь между Центральным и Красногвардейским районами Санкт-Петербурга.
Если бы знали о свойствах алюминия во время возведения Большеохтинского моста, то может быть и металлическая конструкция была бы возведена из этого благородного металла.
У алюминия очень сильная защита от коррозии за счет следящего факта — на поверхности алюминия, под воздействием кислорода, образовывается оксидная пленка. Она же и является защитой о коррозии, сохраняя серебряный цвет на долгие века.
Так же цикнование придало бы защиту на долгие годы металлическую конструкций моста.
Вам будет полезна статья на Дзен —Алюминиевые мосты
6. Аничков мост

Аничков мост, перекинутый через Фонтанку на Невском проспекте, по праву считается одной из самых известных переправ Санкт-Петербурга. Его история восходит к 1716 году, когда здесь был построен деревянный мост одновременно с созданием главной городской магистрали. Современный облик сооружение приобрело в 1841 году, когда его украсили знаменитые бронзовые скульптуры Петра Клодта «Укрощение коня».
Четыре величественные скульптурные группы превратили мост в выдающийся памятник искусства, ставший обязательным пунктом туристических маршрутов. Особое внимание экскурсоводы уделяют военной истории сооружения: в 1941 году скульптуры были спасены эвакуацией, а гранитные элементы моста получили повреждения от артиллерийских обстрелов в период блокады. Намеренно сохраненные следы этих разрушений и установленная рядом мемориальная доска служат напоминанием о героической обороне города.
7. Банковский мост

Банковский мост — одна из самых загадочных переправ Петербурга. Этот изящный 28-метровый пешеходный мостик через канал Грибоедова, построенный в 1826 году, представляет собой великолепный образец архитектуры XIX века. Но всемирную известность ему принесли не столько архитектурные достоинства, сколько мистические скульптуры крылатых львов — грифонов, ставших настоящими символами города.
Четыре позолоченных грифона работы скульптора Павла Соколова не просто украшают мост — по городской легенде, они исполняют желания. Особенно популярно среди горожан и туристов просить у мифических существ помощи в любовных делах. Во время последней реставрации, когда скульптуры временно снимали, под их основаниями обнаружили сотни записок с сердечными пожеланиями разных лет.
Расположение моста рядом с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом делает его популярным местом встреч студентов. Особенно живописно Банковский мост выглядит вечером, когда включается мягкая подсветка, отражающаяся в водах канала Грибоедова.
8. Синий мост

Синий мост в Санкт-Петербурге носит неофициальные титулы «моста-площади» и «моста-невидимки» благодаря своей уникальной конструкции. Многие посетители города поначалу даже не осознают, что перед ними мостовая переправа. С рекордной шириной 97 метров (площадь около 2000 кв.м) он является самым широким мостовым сооружением Северной столицы.
Мостовое полотно настолько органично вписано в архитектурный ансамбль Исаакиевской площади, что только характерные синие ограждения над рекой Мойкой указывают на его истинное назначение. Однако во время водных прогулок (где Синий мост неизменно включается в экскурсионную программу) его мостовая природа становится очевидной для наблюдателей.
Занимая ключевое положение в историческом центре, переправа соседствует с главными архитектурными доминантами города: Исаакиевским собором, конным памятником Николаю I и Мариинским дворцом. Этот мост представляет собой блестящий пример синтеза утилитарного инженерного сооружения с парадным обликом центральной части Петербурга.
9. Мост Ломоносова

Мост Ломоносова через реку Фонтанку — подлинный архитектурный памятник, сохранивший свой исторический облик с момента постройки. Возведённый в 1787 году как Екатерининский мост (в честь императрицы Екатерины II), он получил современное название только в 1948 году, когда был переименован в честь великого русского учёного.
Архитектурную ценность мосту придают четыре гранитные башни-беседки, соединённые массивными цепями. Эти характерные элементы создают неповторимый облик переправы. Мост органично вписан в городскую среду: он соединяет улицу Ломоносова (расположенную с обеих сторон) с площадью Ломоносова. В шаговой доступности находятся знаковые культурные объекты — Академия русского балета имени А.Я. Вагановой и легендарный Александринский театр.
Материал подготовлен с производителем брусчатки в Ижевске и тротуарной плитки:
Так же, СтройВек118.рф произведет для вас:
-
Дорожные бордюрыв Ижевске,
-
Тротуарная плитка в Ижевске,
-
Брусчатка в Ижевске,
-
Кольца ЖБИ в Ижевске. О назначении железобетонных колец.
СтройВек118.рф. +7 (3412) 565-871, +7 (912) 856-58-71 (WhatsApp, Telegram)